Протокол заседания Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства Алтайского края от 31 января 2017 года

На заседании присутствовали:

Члены общественного совет при Главном управлении сельского хозяйства

Афанасьева Антонина Ивановна – Декан биолого-технического факультета ФБГОУ ВПО АГАУ

Гаркуша Алексей Анатольевич – Директор Алтайского НИИ сельского хозяйства

Деккерт Валерий Андреевич – ОАО ПР «Чистюньский», Топчихинский район

Князев Сергей Семенович       - Директор КГБУ «Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса»

Костин Александр Юрьевич   - Директор ООО «Агроцентр», Барнаул

Чугунова Мария Петровна – Редактор краевой аграрной газеты «Алтайская нива»

Чижов Василий Николаевич   Ректор ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК»

Шишов Владимир Максимович.      Председатель правления СПК «Колхоз Фрунзенский» Завьяловского района

1.     О совершенствовании механизма распределения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Алтайского края.

Докладывает А.Н., Чеботаев, министр сельского хозяйства Алтайского края, содокладчик – С.А. Межин, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края

Одной из особенностей развития отрасли в текущем году является существенное изменение механизма предоставления государственной поддержки. Основные нововведения можно сгруппировать по трем направлениям: консолидация субсидий, изменение порядка несвязанной поддержки и поддержки молочного скотоводства, введение льготного кредитования.

Что касается первого направления. В текущем году большинство субсидий, действовавших ранее, объединены в единую субсидию, которая предоставляется в целях содействия достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В итоге количество субсидий сократилось до семи. В качестве самостоятельных мер господдержки определены: погектарная поддержка, субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, субсидии на возмещение прямых затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, поддержка инвестиционного кредитования, развития сельских территорий и мелиорации.

Правила предоставления единой субсидии на федеральном уровне утверждены. В соответствии с ними подготовлен проект Постановления Правительства Алтайского края об условиях ее предоставления и порядке распределения по мероприятиям госпрограммы. С учетом приоритетов развития АПК и обеспечения достижения целевых показателей единая субсидия разделена на 3 блока: растениеводство (32%), животноводство (46%), малые формы хозяйствования (22%).

Основные мероприятия в растениеводстве - это поддержка: элитного семеноводства, многолетних насаждений, льноводства, овощеводства; в животноводстве – племподдержка, мясное скотоводство, табунное коневодство, овцеводство, мараловодство, пчеловодство; в блоке малых форм – гранты фермерским хозяйствам и кооперативам.

При распределении единой субсидии учтено:

увеличение размеров грантов для начинающих фермеров, которые занимаются мясным и молочным скотоводством с 1,5 до 3 млн. рублей, для семейных животноводческих ферм - до 30 млн. рублей;

новая ведомственная целевая программа по развитию пчеловодства, разработанная по поручению Губернатора края, где одним из основных мероприятий выступает поддержка пчеловодческих хозяйств, занимающихся опылением энтомофильных культур.

Субсидии по несвязанной поддержке в растениеводстве и на поддержку молочного скотоводства сохранены в качестве самостоятельных. Но, в связи с пересмотром приоритетов и введением новых мер, в частности льготного кредитования, поддержка по ним в федеральном бюджете уменьшена.

С 2017 года в соответствии с проектом федерального нормативного документа в рамках несвязанной поддержки меняется перечень субсидируемых культур. Субсидии будут выплачиваться на посевы зерновых, зернобобовых и кормовых культур, также овощей открытого грунта, и выращиваемые на семенные цели картофель, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу. Технические культуры, которые являются высокомаржинальными, из перечня субсидируемых культур исключены.

С учетом указанных изменений, объем поддержки алтайских крестьян из федерального бюджета сокращен в меньшем объеме, чем в ряде других регионов и с учетом средств из краевого бюджета составит 987 млн. рублей.

При распределении субсидии на региональном уровне сохранится применение дифференцированного подхода с учетом гидротермического коэффициента по почвенно-климатическим зонам края и приоритетность поддержки хозяйств, занимающихся развитием животноводства, в первую очередь - молочного скотоводства.

Для того чтобы поддержать хозяйства, занимающиеся животноводством, к базовым ставкам субсидии будут установлены более высокие коэффициенты. В результате сокращение суммы причитающейся субсидии у животноводческих хозяйств без учета выпадающих культур составит в пределах 5-7%.

Кроме этого, ставка субсидии по-прежнему будет определяться с учетом достигнутого уровня урожайности сельхозкультур и заработной платы работников. Сохранится требование проверки семян на посевные качества.

Субсидия на 1 кг молока с 2017 года трансформирована в субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Основным условием ее получения остается сохранность поголовья коров. При определении ставок субсидий на региональном уровне впервые будет предусмотрен дифференцированный подход с учетом уровня продуктивности животных и природно-климатических условий производства (зоны ГТК).

С 2017 года введен новый механизм льготного кредитования организаций АПК по ставкам не более 5 % годовых.

На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено более
21 млрд. рублей. Постановление по льготному кредитованию принято. Одним из основных требований к заемщику установлено отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы и в государственные внебюджетные фонды. Также предусмотрено, что не менее 20% общего объема субсидий будет направлено на льготное кредитование малых форм хозяйствования.

В качестве уполномоченных банков для предоставления льготных кредитов определены системно значимые кредитные организации. Среди них Россельхозбанк и Сбербанк России, на долю которых приходится более 80% кредитных ресурсов, привлекаемых аграриями края, а так же         АО ЮниКредит Банк, Банк ГПБ (АО),          Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО Банк «ФК Открытие»,         ПАО РОСБАНК,         ПАО «Промсвязьбанк», АО «Райффайзенбанк».

По вопросам реализации нового механизма кредитования с банками налажено тесное взаимодействие. Текущая задача: оперативно сформировать реестр потенциальных заемщиков и направить его в головные банки для последующего предоставления в Минсельхоз России.

Полагаем, что введение механизма льготного кредитования значительно повысит интерес хозяйств к инвестиционным вложениям и позволит активизировать процессы технического перевооружения и модернизации производства.

Стратегически важным решением считаем сохранение инструмента поддержки в виде субсидирования части прямых затрат на модернизацию объектов АПК и увеличение доли возмещаемых затрат по объектам молочного скотоводства до 30%.

В последние годы сельхозтоваропроизводители края активно вели техническое перевооружение. Во многом этому способствовали меры государственной поддержки, реализуемые как на федеральном, так и региональном уровне.

За последние пять лет на обновление парка сельхозтехники аграрии инвестировали около 25 млрд. рублей, в том числе в прошедшем году около 7 млрд. рублей. Огромную роль в этом сыграли субсидии производителям техники, предоставляемые в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 1432. Благодаря этой поддержке при покупке техники в прошлом году алтайские крестьяне сэкономили около 1,5 млрд. рублей.

В текущем году действие этого постановления сохраняется. Уже принято решение: Правительство выделит дополнительно 13,7 миллиарда рублей на  предоставление компенсации производителям техники.

 

Обсуждение.

Выступил В.А. Деккерт о сложностях получения кредита в «Россельхозбанке».

Решили обратиться к руководству Алтайского филиала банка за разъяснением и предложением согласовывать выдачу крупных кредитов сельхозтоваропроизводителям с Минсельхозом Алтайского края.

2.     О затратах на обеспечение функций Министерства  сельского хозяйства Алтайского края,  о нормативах количества, цены товаров, работ, услуг, приобретаемых Министерством сельского хозяйства Алтайского края.

Докладывает Е.Д. Смотрова, начальник юридического отдела Минсельхоза Алтайского края.

Проект  приказа Министерства сельского хозяйства Алтайского края «О внесении изменений в приказ от 03.11.2016 № 95 «Об утверждении нормативов  количества и (или) нормативов цены товаров, работ, услуг, приобретаемых Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края» разработан во исполнение статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов», постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения», постановления Администрации Алтайского края от 17 марта 2016 г. № 88 «Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Алтайского края, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» и постановления Администрации Алтайского края от 23 марта 2016 г. № 97 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Алтайского края, органа управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и подведомственных им казенных учреждений» и в связи изменением лимитов бюджетных обязательств.

Проектом приказа предлагается утвердить нормативы  количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг, приобретаемых Министерством сельского хозяйства Алтайского края.

Проект приказа Министерства сельского хозяйства Алтайского края  «О внесении изменений в приказ от 03.11.2016 № 96 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Главного управления сельского хозяйства Алтайского края» разработан во исполнение статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов», постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения», постановления Администрации Алтайского края от 17 марта 2016 г. № 88 «Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Алтайского края, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» и постановления Администрации Алтайского края от 23 марта 2016 г. № 97 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Алтайского края, органа управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и подведомственных им казенных учреждений» и в связи изменением лимитов бюджетных обязательств.

Проектом приказа предлагается утвердить нормативные затраты на обеспечение функций Министерства сельского хозяйства Алтайского края.

Проекты рассмотрены и одобрены членами Общественного совета.

 

3.    Директор Алтайского НИИ сельского хозяйства, Гаркуша Алексей Анатольевич, поднял вопрос о возможном преобразовании ФГУП «Новоталицкое» и ФГУП ПЗ «Комсомольское» в федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ). Такая работа проводится в настоящее время ФАНО России в рамках оптимизации и реорганизации подведомственных ей организаций. При этом они лишатся статуса сельхозтоваропроизводителя, так как станут бюджетными организациями. В связи с названным обстоятельством предприятия не смогут получать господдержку, которая с учетом их статуса является весьма существенной (5 - 9% выручки), а также привлекать заемные средства в кредитных организациях, что, несомненно, может привести к финансовой несостоятельности хозяйств и, как следствие, к их последующей ликвидации. Кроме того, не могут быть в полной мере использованы возможности развития производства, что связано с ограничением кредитования для развития инвестиционной деятельности.

 

Решили:

Позиция Общественного совета - считаем нецелесообразным проведение реорганизации ФГУП «Новоталицкое» и ФГУП ПЗ «Комсомольское» и их включение в состав ФГБНУ «Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий». Сохранение племенных предприятий позволит создать условия для устойчивого развития хозяйств, ускорения темпов роста их производственного потенциала.

 

 

Начальник организационного отдела

Минсельхоза Алтайского края                                           Т.Л. Димитрова

← Возврат к списку
up